Источники электричества В роли источника электроэнергии, может выступать генератор, батарея элементов питания или аккумуляторов. Генераторы в последнее время встречаются лишь на ситибайках, т. е. сугубо дорожных велосипедах утилитарного назначения. На горных или гибридных велосипедах традиционно применяют более легкие и надежные варианты питания осветительных приборов: батарейки или аккумуляторы. Существуют и комбинированные системы, преимущественно самодельные.
Основной недостаток генераторов – то, что энергию они вырабатывают исключительно во время движения велосипеда, причем напряжение зависит от скорости движения. Если вы подъезжаете к препятствию и снижаете скорость для плавного его проезда, фара тускнеет и препятствие становится видно хуже. Достоинство – почти полное отсутствие эксплуатационных расходов.
Принципиально существует два типа генераторов или «динамок», как их называют обыватели. Внешние крепятся на вилке или раме велосипеда и, при необходимости включения света, прижимаются роликом к боковине покрышки. Основные недостатки: если вы проехали по грязи, ролик начинает проскальзывать по шине, изнашивая ее, а свет начинает мигать или вообще гаснет. На высокой скорости есть риск перекала лампы, на низкой – освещение недостаточно. Кроме того, не смотря на скромную вырабатываемую мощность, обычно 2-3 Вт, включение генератора вызывает ощутимое ухудшение динамики. Из плюсов – низкая стоимость и принципиальная возможность установки на любой байк.
Второй тип генераторов – интегрированные во втулку переднего колеса (Dynahub). Они, кстати, обычно комплектуются стабилизаторами напряжения, позволяющими получать яркий свет без риска перекала лампы в широком диапазоне скоростей движения велосипеда. Потери на трение в подобных устройствах существенно меньше. Но платой становится высокая цена, существенный вес и сложность установки на велосипед: в большинстве случаев это заводская комплектация, характерная для недешевых ситибайков.
Чаще всего для питания фар используются батареи или аккумуляторы. При регулярном использовании фары на батарейках можно разориться, исключая вариант использования экономичной фары на светодиодах. Чаще всего это 4 батареи размера AA (R6): солевые никель-марганцевые или щелочные алкалиновые. Первые стоят садятся очень быстро. Вторые (Duracell, Energizer, ...) – вполне неплохой выбор. Стоит упомянуть, что на морозе батареи хуже аккумуляторов отдают энергию.
Аккумуляторы в зависимости от мощности фары могут быть внутренними или внешними. Внутрь фары обычно вставляется 4 или 5 никель-кадмиевых (NiCd) или никель-металлгидридных (NiMH) аккумуляторов формата AA. Для мощных фар используют внешние аккумуляторы больших емкостей: как никель-кадмиевые или никель-металлгидридные, так и свинцово-кислотные (SLA). Литий-ионные почти не применяются из-за высокой цены и малого срока жизни.
Самой большой емкостью обладают никель-металлгидридные аккумуляторы – обычно 1500-2500 мАч при напряжении 1.2 В для одного AA элемента, но они относительно капризны в плане зарядки-разрядки и длительного хранения. Емкость никель-кадмиевых аккумуляторов примерно в полтора-два раза меньше – до 900-1000 мАч при 1.2 В, цена заметно ниже, а требования к условиям работы мягче. Свинцово-кислотные аккумуляторы, не смотря на меньшую в 2-3 раза плотность энергии, чем у никель-кадмиевых, имеют самые лучшие рабочие характеристики и низкую эксплуатационную стоимость. Но подобные аккумуляторы всегда имеют большой размер и вес – не менее полукилограмма, т. е. могут быть только внешними.
Фары Наиболее распространены фары с расположенными внутри батареями и быстросъемным креплением на руль. Они могут использоваться в качестве переносного фонаря. Чаще всего комплектуются галогенной (галогеновой) лампой 2-3 Вт, а более дешевые модели – криптоновой или даже обычной лампой накаливания с худшими световыми характеристиками. Освещение дороги такими фарами вполне приемлемое, но маленькое время работы – порядка 3 часов на одном комплекте батарей – сильно ограничивает их автономность.
Фары с выносными аккумуляторами большой емкости весом 0.4-1.5 кг, которые обычно крепятся во флягодержателе или в специальной сумочке на раме, характеризуются или большим временем работы или существенно лучшим освещением дороги. Мощность галогенных ламп обычно составляет 5-20 Вт, причем нередко используется две фары, например ближний свет с лампой 5 Вт с широким световым пучком и дальний свет с лампой 10 Вт и отражателем прожекторного типа. В последнее время появились так называемые металл-галидные (металл-галогенные) лампы, более экономичные и способные выдавать большой световой поток. Но для их «розжига» требуется специальное весьма дорогое устройство – комплект с металл-галидной фарой стоит безумных денег.
Несколько лет назад на рынке появилось большое количество фар на сверхярких светодиодах. Световой поток от нескольких светодиодов несколько меньше, чем от двухваттной галогеновой лампы, но продолжительность работы в несколько десятков часов от одного комплекта батарей компенсирует этот недостаток. Более того, уже появились фары на одном светодиоде мощностью около 1 Вт, снабженном встроенной линзой, который по своим световым характеристикам примерно эквивалентен галогеновой лампе 5 Вт. Единственный недостаток – спектр излучения смещен в фиолетовую сторону, т. е. свет не белый, как у других ламп, а голубоватый. Существуют и комбинированные фары.
Задний и передний фонари Стандартом для задних и передних габаритных фонарей стало использование маломощных светодиодов, питаемых парой батарей формата AAA (R03), которых хватает на 50-100 часов работы. Фонари могут работать в постоянном или мигающем режиме, в связи с чем их нередко называют «маячками». Они существенно повышают безопасность велосипедиста на дороге при езде в темное время суток, поскольку, в отличие от светоотражателей, являются активными источниками света и имеют яркость во много раз выше. Передний габаритный фонарь нужен лишь в случае отсутствия фары
|