В е той теме предлагаю описавать свои примеры апгрейда велов.Добавлено (18.08.2008, 23:42)
---------------------------------------------
Современный велосипед - конструктор, каждая его часть с легкостью (иногда, правда, и без оной) может быть заменена на другую, причем стоимость последней может достигать стоимости средненького велосипеда в сборе. На такой благодатной почве просто рай для маркетологов - даже такую бестолковую деталь как вынос руля умудряются продавать за космические суммы. И все же байкеров так и тянет делать апгрейд своего железного коня и на этом пути часто делают ошибки, следствия которых обычно - бездумно потраченные деньги или "рабалансированный" байк - например кросскантрийный велик с даунхильными колесами или стоковый байк за 200$ с задним переключателем XT. Попробуем разобраться в этом страшном заболевании - апгейдомании.
7 основных поводов сделать апгрейд:
* сломалась или износилась старая деталь, новую хочется поставить лучше чем была предыдущая.
Вполне естественная и самая безобидная форма апгрейдомании. Единственный совет который можно дать - не ставьте деталь более чем на два уровня выше - это неоправданно (так уж получилось, что все детали большинства производителей поделены на уровни и все линейки деталей так или иначе "спроецированы" на знаменитую линейку Shimano: Touney - Altus - ..... - XT - XTR).
* купил байк, покатался понял что деталь N по каким-то причинам абсолютно не устраивает, ищу замену.
Тоже обычно неопасная стадия болезни если причина объективная, совет примерно тот же что и в предыдущем случае. Главное чтобы не наступило обострение в виде одного из двух следующих вариантов.
* купил байк, покатался, разобрался, понял что бывают детали лучше, начал постепенный апгрейд.
Это уже болезнь и если лечиться не хочется, можно посоветовать следующее - прежде чем делать очередной апгрейд, можно сесть, полистать каталоги готовых велосипедов, подумать, посчитать - наверняка велосипед вашей мечты уже кем-то собран, серийно выпускается и продается. Надо лишь продать свой и купить тот - обычно получается что так дешевле и проще.
* купил байк, покатался, начал прыгать, понял что купленный велик не для прыжков, начал менять детали.
Тоже болезнь, но немного другая, хотя терапия та же. Гоночный КК-велосипед можно сделать прыжковым заменив порядка двух третей деталей, начиная с рамы - разве оно того стоит?
* появилось лишние X$, что бы поменять в велике?.
Это тяжелая форма болезни, так сказать безпричинный апгрейд. Но если все таки хочется что-то поменять, можно дать уйму советов, поэтому рассмотрим это отдельно чуть ниже.
* появилось X$, потрачу их на байк, поставлю детальку M вместо N потому что M круче выглядит.
Тяжелая форма и терапии не поддается, зато часто проходит сама, с возрастом и/или с опытом.
* поставил деталь N и не прошло и полгода, как фирма X выпустила новую революционную M... коплю деньги, думаю кому продать N.
Это уже клиника, наверное, это не лечится. Отдельная особая форма болезни - гонка за граммами, сборка суперлегких байков.
Добавлено (18.08.2008, 23:42)
---------------------------------------------
7 причин почему не стоит заниматься апгрейдом:
* велосипеды, продаваемые в сборе укомплектовывались достаточно грамотными людьми, которые пытались выжать из потраченной вами суммы максимум. Может стоит катать на том, что есть, а на сэкономленные деньги занятся другим интересным видом спорта?
* детали, которые продаются в отдельности, стоят минимум вдвое дороже таких же, но которые идут на сборку готовых великов.
* собирать велосипед с нуля (так называемый "кастом", custom) имеет смысл если готов потратить не меньше 3000$ - иначе как правило есть готовая модель с такими же параметрами за меньшую цену. Это также является хорошей иллюстрацией того, почему не стоит делать масштабный апгрейд - проще продать и купить новый вел за те же деньги.
* далеко не всегда удается почувствовать разницу между деталями разных уровней и оправдать таким образом потраченные деньги. Или разница будет не настолько существенна.
* дома скапливается просто груда старых деталей - продать удается далеко не всегда, а иногда просто жалко.
* кроме затрат на сами детальки надо еще учитывать незаметную но реальную статью расходов - затраты на иструменты, смазку и прочее или на веломастера. А так же затраты времени и нервов.
* не всегда удобно говорить людям сколько денег у тебя стоит байк - во первых ты точно не знаешь, а во вторых боишся, что ответ шокирует, а валидола под рукой нет.
7 причин почему стоит заниматься апгрейдом:
* чертовы маркетологи половину деталей (особенно "незаметных", например, каретку, спицы, педали) ставят поганого качества, даже на дорогие велики.
* это интереснейшее времяпрепровождение - разбираешься в детальках, заказываешь, ждешь, потом самостоятельно устанавливаешь железку на байк.
* несмотря ни на что, после грамотного апгрейда характеристики велосипеда улучшаются.
* каждая выбранная, купленная и установленная деталь становится "любимой".
* это позволяет создать почти уникальный байк, что является формой самовыражения. Катать на таком - особое удовольствие.
* можно реализовать концептуально интересный байк - например "почти универсальный для покатушек и рубилова" или "неубиваемый туристический". Правда делать это надо невзирая на стоимость.
* та самая "груда старых деталей" вполне может пригодиться - можно из нее собрать еще один байк, можно быстро заменить сломавшуюся деталь временно на старую, можно помочь другу у которого что-то сломалось - за пиво/сок/спасибо отдать ему какую-нибудь железку.
Добавлено (18.08.2008, 23:42)
---------------------------------------------
Теперь небольшой FAQ по апгрейду.
Q Мне не хватает скорости на асфальте, хочу поставить большую переднюю звезду, где взять?
A Не надо нигде брать. Начнем с того, что байк - это внедорожник и он не лучшим образом ведет себя на шоссе, но если все таки есть желание "заточить" байк под шоссе, то грамотный апгрейд в данном случае - поставить слики, контактные педали. В будущем если будет желание, можно собрать колеса полегче. И, конечно, тренироваться.
Q У меня велик N стоимостью 250$. Хочу провести апгрейд. С чего начать?
A С продажи этого велика, поиска средств и, затем, покупки нового. Апгрейдить велики ценой ниже 350$ обычно не очень осмысленно.
Q Хочу заменить вилку, так как работа этой эластомерки меня не устраивает. Что присмотреть?
A Зависит от выделенной суммы. Если у вас меньше 200$ - или смотрите на вторичный рынок или оставте эту затею. Если больше - внимательно изучаем каталоги таких брендов как Rock Shox, Manitou, Marzocchi, Fox. Надо учитывать, что ваша рама расчитана на какой-то ход вилки и изменять геометрию велосипеда не желательно - ищите вилку с тем же (или не сильно отличающимся) ходом или ту, на которой этот ход можно выставить с помощью регулировок. Выбрав несколько понравившихся моделей - спросите совета что лучше, например, на форуме smile.gif.
Q Решил купить вилку с рук. Как гарантировать что она рабочая, на что обратить внимание?
A Гарантировать работу - никак, нужно договориться с продавцом о money back на недельный срок и всю неделю активно на ней катать. При покупке нужно обратить внимание на отсутствие царапин на полированных ногах, на длину штока (чтоб не оказалось мало).
Q Не устраивает работа ви-брейков. Может, перейти на диски?
A Можно попробовать не торопится, а для начала поставить хорошие тормозные колодки. Затем поставить хорошие ручки. Потом можно попробовать поменять сами тормоза (Shimano LX и выше, Avid SD5/SD7). Обычно это значительно дешевле, чем переход на диски.
Q Все-таки решил перейти на дисковые тормоза. Какие возможны грабли?
A В первую очередь надо убедиться, что на раме и вилке есть крепления для ДТ, затем посмотреть, дисковые ли у вас втулки - с левой по ходу движения стороны площадка с шестью отверстиями по кругу или специальное шлицевое крепление centerlock на втулках Shimano. Если втулки не дисковые - их под замену. Если у вас на руле стоят моноблоки (манетки + торм.ручки), а тормоза плнируются гидравлические - придется покупать манетки отдельно или, например, моноблоки Shimano под гидравлику. По совокупности, обычно проще или оставить эту затею или поменять велосипед целиком.
Q Есть около 100$, стиль - покатушки, хочу что-то поменять. Как можно принципиально улучшить байк?
A Очень хороший вариант - поставить контактные педали.
Q Имеет ли смысл менять "палки" - руль, подседельник, вынос?
A Только если не устраивает посадка. Так же можно таким образом снизить вес велосипеда, но незначительно. Принципиальный апгрейд - заменить подседельник на титановый - комфорт заментно повысится.
Q Можно ли компенсировать то, что мала рама?
A В небольших пределах - да. Поставить более длинный вынос или гнутый подседельник. вынос более 130 мм длиной ставить не рекомендуется - сильно страдает управляемость.
Q Самый простой способ ощутимо снизить вес велосипеда?
A Собрать легкие колеса, поставить легкие покрышки и камеры. Также ощутимо если поменять раму+вилку, но это не в пример дороже и муторнее.
Q Нечетко переключаются передачи. Настройка не помогает. Может поменять переключатель?
A Обычно это не поможет, хотя зависит от ситуации. Возможно, погнулся петух и его достаточно выправить. Хорошо помогает чистка или замена тросиков/рубашек. Новые манетки уровнем выше тех что были обычно сильнее сказываются на четкости, чем более "крутой" переключатель. Переключатель - тупой параллелограм, от него не так много зависит. Исключение - переключатели уровня Tourney/Altus и все безродное оборудование - в них уже на сходе с производства присутствуют люфты и заедания.
Q Хочу поменять седло и/или грипсы. Имеет смысл?
A Эргономика должна быть эргономной smile.gif Если не устраивает имеющееся и есть возможность заменить на то, что понравилось - меняйте.